Зубная боль: причины, диагностика и профилактика

Зубная боль — это сигнал бедствия, так организм сообщает о повреждении какого-либо зуба. Характер зубной боли бывает разные — от этого зависит верность диагноза и успешность дальнейшего лечения.

Чувствительность зубов

Большинству известно, когда зуб ноет на перемену погоды или вдруг начинает «поднывать» после обычной чистки зубов. Симптом говорит об истончении, (деминерализации) эмали или на поверхности зуба появились потертости, трещины, сколы. Причина этого скорее всего недостаток кальция, фосфора, фтора,  неправильный прикус и бруксизм, а может быть это  вредная привычка грызть орехи и семечки. К гиперчувствительности зубов также приводит клиновидный дефект в пришеечной области зуба или эрозия эмали.

Кариес

Боль может возникнуть из-за кариеса — дырки в зубе. Лечение кариеса или наблюдение его решает стоматолог. Нередко кариес в стадии пятна может растянуться на годы. И нет необходимости рассверливать зуб, до появления постоянных болевых симптомов. В данном случае особенно стоит обратить внимание на гигиену полости рта и возможно применение паст снижающих чувствительность.

Пульпит

Для пульпита — проникновения инфекции из кариозной полости в мягкие ткани, пульпу — характерны следующие ее проявления:

• сильная пульсирующая зубная боль, особенно, по ночам
  • внезапное начало и прекращение приступов боли
  • ощущение, что болит не один зуб, а вся челюсть

У периодонтита (воспаление плотных соединительных тканей) боль более выраженная и продолжительная. Характер боли:

•  ноющая боль не прекращается ни на минуту и усиливается при механическом воздействии настолько, что человек не может есть
  • кажется, что больной зуб приподнимается над остальным зубным рядом
  • часто повышается температура тела
  • бывает, что зубная боль при периодонтите и ноющая и нерезкая

Похожие симптомы у абсцесса — гнойного нарыва, локализующегося у корня зуба.

Воспалительные заболевания, травмы

Иногда зубная боль сигнализирует о  заболевании полости рта, а не самого  зуба. В тех случаях, когда она является симптомом воспалительных заболеваний«соседних» органов — уши, горло, нос (отоларингология); травм шейного отдела позвоночника (неврология) или височно-челюстного сустава (хирургия); невралгии троичного нерва (неврология); заболеваний сердца (кардиология) или злокачественных образований в области челюсти (онкология).

Коллеги по медицинской помощи должны оказать вам соответствующие услуги, чтобы избавить вас от такой «зубной боли».

Иногда встречается зубная боль психосоматического характера. У пациента, например, в состоянии стресса болит здоровый зуб. Такая боль проходит с причиной ее вызвавшей.

Зубная боль после визита к стоматологу

Бывает и так: посещение стоматолога не стало панацеей: зуб как болел, так и болит — правда, немного по-другому. Стоит ли беспокоиться из-за этого? Скорее нет, чем да. Во время лечения дантист потревожил зуб, проводя зачистку кариозной полости, чистку каналов, удаление нервов, заполнение пустот пломбировочным материалом. Такой встряски организм никак не ожидал и находится немного не в себе. Ему нужно время, чтобы успокоиться, но если спустя 3-4 дня ничего не изменится и зуб будет продолжать болеть, то не исключено, что потребуется повторное обращение к дантисту.

Также зуб может болеть после его удаления, хотя болеть уже, собственно, нечему. Это память организма о случившейся в отношении него экзекуции: костные ткани челюсти и десны были так или иначе травмированы, да и пустая лунка — открытая рана. Не забывайте об этом и соблюдайте необходимую гигиену полости рта в данный период и не травмируйте больную область грубой пищей и предметами гигиены.

«Скорая помощь» на дому

При зубной боли не откладывайте визит к стоматологу.  Но если зуб заболел ночью или в дороге, когда нет возможности принять экстренные меры нелишне будет иметь следующие знания.

Найдите в домашней аптечке лекарства, содержащие нимесулид (Актасулид, Аулин, Найз, Нимулид), парацетамол (Парацетамол, Пенталгин, Цефекон, Тайленол), ибупрофен (Ибуфен, Нурофен, Фаспик), кеторолак (Кетанов) или декскетопрофен (Дексалгин 25). Они станут вашим спасением на время. именно «на время», поскольку большинство этих лекарств нельзя принимать продолжительно.

Из «народных средств»: полоскание рота целебными отварами из шалфея, душицы, зверобоя, коры дуба, мяты перечной, мелиссы или тысячелистника. Это своего рода антисептическая обработка и противовоспалительное лечение.  Можно приготовить обычный раствор соды или морской соли и добавьте в него несколько капель йода. Соленым раствором лучше не полоскать, а парить десну «приятно горячей» водой. Для полоскания также подойдут спиртосодержащие  настойки аира болотного, валерианы, пустырника, березовых почек, календулы.

Всегда помните профилактика легче лечения. Посещайте «своего» стоматолога, особенно если собираетесь на отдых. Ведь на курорте особенно зарубежном стоимость помощи может оказаться значительно выше, а качество лечения вам не будут гарантировать (ведь вы скоро уедите).